Свинцовые пломбы российских предпринимателей – замечательные свидетельства экономической жизни и товарно – денежных отношений старой России. Как и сегодня, пломбы обеспечивали сохранность транспортируемого груза и служители указателями несанкционированного вскрытия: мешков с мукой, шелковой или хлопчатобумажной мануфактуры, бочонков с медом, вином и маслом.
Обычно отпечаток пломбы был идентификатором имени владельца предприятия или товарищества. Например, знаменитой династии Морозовых, в состав ткацкого производства которых входили ткацкая, отбельная, красильная, отделочная фабрика, а также фабрика ручного ткачества.
Цеха и торговые цепочки Морозовых объединяли Баку и Самарканд, Санкт-Петербург и Омск, Орехово-Зуево и Одессу, так как яркие и прочные ткани были востребованы во всех уголках Российского государства.
Практически каждый из промышленников Морозовых имел именные пломбы. Например, Викула Морозов – владелец ткацкого производства в Никольском, а также серии складов и магазинов, торговавших хлопчатобумажными тканями в Москве и Петербурге. Гравировка его фирменных пломб, которыми опечатывали тюки с материей, состояла из " Товарищество мануфактуры Викулы Морозова с сыновьями в М. Никольском".
Еще один успешный представитель клана Морозовых - Захар Саввович Морозов владел фабрикой Богородско-Глуховской мануфактуры, производящей ситцы, а на оттиске его пломб стояло "Компания Богородско-Глуховской мануфактуры. Предприятие обеспечивало товаром не только московских, петербургских модниц, но и отправляло продукцию в Харьков и Варшаву.
Собственными пломбами обзаводились и более мелкие производители, например, предприниматели братья Щаповы. На опломбированном товаре стояли свинцовые печати с гравировкой "Фабрика П. и И. Щаповы. Москва".
Пломбы рассказывают и о необычной биографии и московского торгового дома "Яков Чадин с сыновьями". Основатель этой династии был простым крестьянином из деревни Болобоновой Московской губернии, но благодаря предпринимательской хватке, наладил в подмосковной деревне производство шелка.
Провинциальные фабриканты также опломбировали свою продукцию именными пломбами. В Костроме такими были братья Зотовы, владеющие тремя ткацкими фабриками и кирпичным заводом, или же семья Василия Дронова, имеющая полотняно-ткацкие фабрики в селе Яковлевском ("Василий Дороднов сыновья") и отправляющая льняные полотна в Петербург.
Пломбы свидетельствуют и о развитии промышленности в Польше, в частности, крупных мануфактурных центрах Лодзь или Томашов.
Товары с польских ткацких предприятий, перевозимых в Центральную Россию, опечатывались пломбами с такими надписями:
Поляки отправляли в столицу не только бумазею, льняное или хлопчатобумажное полотно – известны предприниматели, производившие сукно ("Фабрика сукна и трика А. Г. Борст в Згерже") или тесьму и кружево, как, например, вдова из деревни Вулка Гродзиска ("Х. Гемпеля вдова и сын").
Вязаные изделия поставлялись предприятием "Гилле и Дитрих" и «Обществом Жирардовских мануфактур» - пломбы с такими надписями сохранились и дошли до наших дней.
Парфюмерия, такая как духи, помада, мыло и одеколон, также опломбировалась. Об этом говорят найденные пломбы московской парфюмерной компании "Брокар и К", основанной талантливым американским предпринимателем Генрихом Брокар.
В линейку продукции входили духи, одеколоны и несколько сортов мыла ("Воинское", "Народное", «Детское» или "Сельское"), причем не просто прямоугольным куском, а в форме рыбы, звезды или шара.
Чай, знаменитый рижский бальзам, молоко и прочие продукты, перевозимые оптом, также подвергались опечатыванию. Хлеб доставлялся в столицу из самых разных российских городов. Сохранившиеся пломбы "говорят", что его везли из Поволжья ("Товарищество паровой мельницы в Царицыне на Волге"), Твери ""Товарищество братьев Коняевых в Твери"), Пензы (Торговый дом "Е. Ф. Мартышкина сыновья")
А вот сахар, как кусковой, так и рассыпчатый, в столицу везли из Киева ("Александровское товарищество сахарных заводов"), Полтавы, Винницы и Волынска.
Опломбированный сладкий товар (конфеты, шоколад) доставлялся "Товариществом паровой фабрики шоколада, конфект и чайных печений "Эйнем" из Москвы, а глазированные фрукты, консервы и компоты - из Симферополя и Новгорода.
Пломбы были не только фирменными именными, но и таможенными, свидетельствующими об уплате специальной пошлины при пересечении российской границы. Именно благодаря маленьким свинцовым пломбам мы можем судить о связях Петербурга с многочисленными отечественными и зарубежными поставщиками, а также об уровне экономического развития российской империи на рубеже веков.
В нашем каталоге - современные охранные пломбы